План-конспект урока русского языка в 7 классе «Какие слова называются наречиями»

ТЕМА: Какие слова называются наречиями
Цели:
- дать представление о наречии как части речи;  развивать умение доказывать принадлежность слова к классу наречий;            
 - развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах. умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится в начале  изучения темы «Наречие», это первый урок.
Оборудование: учебники, интерактивная доска, проектор, 5 компьютеров
                                     Ход урока
1.    Организация начала урока
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу.
Учитель: Мы закончили повторение изученного в 5,6 классах.  И сегодня приступаем к изучению новых сведений. Что это будет за тема, вы узнаете чуть позже, и поможет вам в этом следующее задание. Запишите в тетрадях дату, а вместо названия темы оставьте свободную строчку. (дата на доске, тема закрыта листами на магнитах)
2.    Актуализация опорных знаний
 На доске тест (у учащихся на партах аналогичные тесты). За 5 минут они должны решить тест. Проверка теста.  
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
Слайд 1
А. Наиболее совершенными для того времени были микроскопы, сконструированные Антони ван Левенгуком.
Б. Микроскоп – это прибор увеличивающий изображение в несколько сот тысяч раз.
В. В 20 веке изобретен электронный микроскоп,  который усиливает изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Г. Первые микроскопы начали изготавливать в 17 веке.

А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? (Денис)
1.    В,Б,Г,А     2. Б, Г,А,В      3. Г, А,В,Б     4. А,Б,Г, В
Слайд 2
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? (Седа выходит к доске ставит запятую)
1.    А       2. В       3. Б       4. Г
Слайд 3
А3. Укажите стиль речи  текста (Линур)
1.    Художественный
2.    Официально-деловой
3.    Научный
4.    Публицистический
Слайд 4
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть  причастный оборот? (Рома выходит к доске, подчеркивает причастные обороты )
1.    А, Б, В, Г    2. А, В      3. А    4. А, Б

Слайд 5
А5. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении В? (Ринат)
1.    Изобретен электронный микроскоп
2.    Изобретен микроскоп
3.    Изобретен
4.    Электронный микроскоп
Слайд 6.
А6. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи? (по желанию учащихся)
1.    Наиболее – числительное
2.    Изобретен – краткое причастие
3.    Электронный – прилагательное
4.    Начали – глагол
Оценивание «5» - без ошибок, «4» - 5 правильных, «3» - 4 правильных, «2» - 3 правильных
3.    Мотивация учебного процесса (постановка цели урока)
Действительно, это слово «наиболее». К какой части речи оно относится? (наречие) Если вы угадаете, то сможете сами сформулировать тему сегодняшнего урока. Слайд 7 (записывают тему урока «Какие слова называются наречиями»). Как вы догадались, что это наречие? По каким признакам? Что мы сегодня еще должны узнать  (на слайде 8) о наречии, чему научиться? (узнать о морфологических признаках наречия, научиться находить наречия)
4.    Изучение нового материала
Слайд 9  а) Упражнение на развитие внимания, сообразительности
Ребята, на доске записаны слова
(идти) медленно (идущий)
(писать) аккуратно (одетый)
(работать) традиционно (маршируя)
(говорить) торжественно (красивый)
(смотреть) надменно (по-царски)

Что можете сказать об этих словах? Почему  решили, что это наречия? (потому что отвечает на вопрос: Как?) А на какие еще вопросы могут отвечать наречия? Запишите эти вопросы в таблицу. (раздает таблицы) Лексическое значение каких слов вызывает сомнение? (Объяснение учителя, если это необходимо).  Составьте  словосочетания с данными наречиями, запишите на доске, обозначьте главное слово и зависимое. К какой части речи относится наречие (глагол)? Что обозначает? (признак действия – запись в таблицу). Возможно составить такие словосочетания? (учитель приводит словосочетания, где главными словами являются наречия, причастия, деепричастия, прилагательными). К каким частям речи относятся эти наречия? (вывод записывают в таблицу)
Б) Составьте предложение со словом «надменно», чтобы подлежащими были следующие слова: Я, артист, царица, они, вы (уточняется значение слова подбором синонимов «горделиво», «высокомерно») (ученики читают предложения). Изменилось ли слово в зависимости от рода, числа, лица выполнявшего действия? (нет) Делаем вывод, что наречие не изменяется. (запись в таблицу). Каким членом предложения является наречие «надменно»? (запись в таблицу «обстоятельство»)
В) (На отдельном листке начинаем собирать материал о наречии, заполняем таблицу:)
Вопросы
Значение
Отношение к другим частям речи
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
Как?







признак действия

признак признака
Глагол


(прил., прич., наречие, дееприч.)
Неизменяемость
Обстоятельство


Справка. По ходу беседы учитель на доске обозначает наречия как часть речи и член предложения, слово, от которого ставится вопрос, сам вопрос. Важно отметить, что наречия характеризуют действие, уточняют обстоятельства его протекания. Это создает зрительную опору для  рассуждения школьников о наречии.  Формулирование школьниками темы  и постановка задач урока создает основания для субъектного обучения. В формулировании задач урока учитель акцент ставит на том, что необходимо научиться находить наречия в тексте, доказывать, что данное слово принадлежит к классу наречий.

г) Обобщение полученных знаний
Что вы знаете о наречии?. Соотнесите записи в таблице  с правилом  в учебнике (стр. 68). Добавьте, что еще мы не упомянули о наречии.  (ученики могут добавить, что иногда наречие может относиться к существительному). Проверка таблицы по слайду 10__
д) Рубрика «Возьмите на заметку!»
Делая вывод о наречии, вы сказали, что чаще всего наречие примыкает  к глаголам, реже к прилагательному, причастию, деепричастию. А когда примыкает к существительному?
 Справка. Необходимо обратить внимание на тот факт, что наречие примыкает к существительному в том случае, если в предложении нет наречий синонимичных прилагательному и является определением.

Справка. Чаще всего школьники не называют главного морфологического признака наречия –  неизменяемость: наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. На этом признаке учитель делает акцент.

5.    Первичное применение новых знаний
 Слайд 11
а) Упражнение 173 Работа по выявлению наречий в тексте и доказательству, что данное слово является наречием.  Ученики по одному выходят к доске)

Слайд  12
б) Распознавание наречий и слов на них похожих
В силу своего происхождения среди наречий много таких, которые звучат так же, как формы других частей речи. Прочитайте словосочетания, поставьте вопрос к выделенным словам. Какое из них наречие? Как вы догадались? Определите остальные части речи. Сделайте вывод о правописании наречий.

Утро туманно.  ------------------------------------------   Говорить туманно.
На удачу надейся. ---------------------------------------- Пойти наудачу.
С начала года. --------------------------------------------- Сначала думай.
Уйти вовремя. ----------------------------------------------  Во время урока.

Справка. Данное упражнение очень важно как для нахождения наречий в тексте, отличия их от других частей речи, так и для  правописания разных частей речи. Наречия пишутся слитно, а существительные с предлогом раздельно.
Слайд 13
В) Игра «Угадай наречие»  
Учитель: Предлагаю немного отдохнуть. Замените фразеологизмы синонимичными наречиями: как с гуся вода (бесполезно), как курица лапой (неаккуратно), за тридевять земель (далеко), черным по белому (понятно)
6.    Самостоятельная работа (диагностическая)
Работа в программе «My test» - тестирование - оценка
7.    Закрепление, обобщение и систематизация полученных знаний
Итак, какие сведения о наречии мы сегодня узнали?  Как узнать наречие в тексте. Формулируется алгоритм нахождения в тексте части речи «Наречие» (приложение 1):
Слайд 14
1.    Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2.    Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
3.    Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4.    Подумайте, что обозначает наречие.
Сделайте вывод: какая это часть речи.
Слайд 15.
Рефлексия. Как вы сегодня поработали? Оцените свою работу при помощи наречий. Выберите наречия, которые наиболее точно характеризует ваш результат. (На слайдах - бесполезно, хорошо, плодотворно, бесцельно, аккуратно, быстро, оперативно, неумело, продуктивно, мастерски, по-научному, вполсилы, впустую, наобум, нехотя, опрометчиво, по-армейски, чуть-чуть, еле-еле)
8.    Домашнее задание
Слайд 16
Выписать из драмы А.Пушкина «Борис Годунов»  (в учебнике литературы) 5 наречий в составе словосочетаний

Зарегистрироваться на сайте по ссылке: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/RussianLanguage-Adverb-131/Default.aspx



Комментариев нет:

Отправить комментарий